пятница, 7 декабря 2012 г.

Опера Гарнье


Опера Гарнье

После покушения на свою жизнь 14 января 1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пёлетье (Le Peletier) Наполеон III отказался его посещать и потребовал новое здание.

Был объявлен конкурс на лучший проект здания, и победителем стал никому неизвестный тридцатипятилетний Шарль Гарнье, идеолог и практик стиля боз-ар (отсюда ещё одно название — "Палас Гарнье").

Шарль Гарнье

На конкурсе архитекторов, в день официальной презентации планов, императрица Евгения, супруга Наполеона III,  больше благоволившая архитектору Вьоле-лё-Дюку (Viollet-le-Duc), окликнула Шарля Гарнье с таким вопросом: «И какой это стиль? Это и не греческий, и ни Людовика XV и ни XVI! ».
На что Гарнье ответил: «Это же Наполеон III, и вам не нравится?!». Император отвёл Гарнье в сторону и зашептал: «Не переживайте, она всё равно в них не понимает!»
Вот так и родился стиль Наполеона III.


Работы по возведению оперы длились 15 лет — с 1860 по 1875, с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года, падения имперского режима, Парижской коммуны. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. 
Оставались недоделанные места, например Зеркальная ротонда и курительная галерея. Последняя так никогда и не была закончена.
Опера была публично открыта Мак Магоном в 1875 и прекрасно вписалась в ансамбль градостроительства стиля Осман.
 Опера стала и поныне является местом культа высшего парижского общества.



Фрески, украсившие потолок зала в яркие цвета, были задуманы и расписаны Марком Шагалом в 1964 году.


Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Великолепный занавес из расписной ткани имитирует красную драпировку с золотыми галунами и кистями.





Известное произведение о здании Гранд Оперы, «Призрак оперы», прибавило творению Гарнье известности с мистическим оттенком. Говорят, что до сих пор директора парижской Гранд-опера, опасаясь неприятных последствий, избегают сдавать кому-либо ложу № 5 в первом ярусе, где, согласно легенде, вскоре после начала спектакля может появиться призрак Эрика.
Мне удалось найти эту ложу. Благодаря тому, что не было спектакля, призрак Эрика не встретился.



И вот парадный холл. Тут, как правило, проходили все крупные приемы, шумно отмечались премьеры. Холл изобилует золотом, потрясающей лепниной. Когда медленно идешь по нему, невольно начинаешь слышать звуки шумного приема, музыки тех лет, голоса веселящейся толпы. 




В 1864 году Шарль Гарнье был награждён высшим знаком признания особых заслуг - орденом Почётного легиона. В 1867 году был избран членом-корреспондентом королевского института английских архитекторов. После завершения строительства Оперы Шарль Гарнье стал одним из видных преподавателей архитектуры, участвовал в государственных комиссиях. В 1874 году избран членом парижской Академии изящных искусств. Похоронен на кладбище Монпарнас.

С 1982 года на крыше Дворца Гарнье стоят пчелиные ульи, а поставил их в свободное от работы время реквизитор Оперы – страстный пчеловод.

И в заключение. 
Нам очень понравились мозаичные панно на потолках Оперы с изображением героев мифов Древней Греции.



Меня заинтересовала история этих персонажей. Подробнее в следущем очерке "Санта-Барбара" Древнего Греции сразу после этого очерка. Не переключайтесь!

P.S. Очень рекомендую посмотреть большую коллекцию фотографии Оперы Гарнье в высоком разрешении на блоге и ЖЖ:



1 комментарий: