пятница, 7 декабря 2012 г.

"Санта-Барбара" Древней Греции


В предыдущем очерке об Опере Гарнье я рассказывал о том, что мы увидели на потолке Оперы мозаичные панно с персонажами мифов Древней Греции.
Мне стало интересно, поэтому я обратился к Гуглу Всемогущему.

Итак, вот какие истории я узнал, это просто «Санта Барбара» Древнего мира, причем мифы этих песонажей далеко не тривиальны, в отличие от тех, которых мы изучали в школе.


История первая. Кефал и Эос


 

Краткое содержание данного панно:

Любовь, похищение, измена, охота, убийство по неосторожности, гомосексуализм, самоубийство, эрекция, сверчок.


Кефал был сыном Деиона и  внуком Эола, царя Фокиды. Победил в стрельбе из пращи на играх в Аргосе.

Существует миф, о любви между Кефалом и Прокридой, впоследствии получивший литературную и музыкальную обработку (опера Э.Жаке де ла Герр «Кефал и Прокрида», 1694, и др.).
Кефал и Прокрида дали клятву, что не возлягут с другими.
Кефал, желая испытать верность жены, Прокриды, удалился из страны, а через 8 лет вернулся переодетый и, не будучи узнан женой, соблазнил её красотой и украшениями.

Кефала полюбила Эос, жена Тифона, но Кефал не ответил ей взаимностью. 

Тогда Эос превратила его в чужеземца и вручила подарки, предложив испытать жену.
Кефал отдал Прокриде подарки (золотой венец), и та согласилась возлечь с ним. Когда Кефалу вернули прежний облик, Прокрида бежала на Крит, откуда вернулась, получив в подарок от Миноса собаку, от которой нельзя было убежать, и чудесное меткое копье.

Вернувшись по воле Артемиды, Прокрида в одежде юноши предложила Кефалу состязание в охоте. С помощью чудесного копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье и пса.
Тогда Прокрида сказала: «если хочешь владеть этим, дай мне то, что обычно дают мальчики». Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились.
Но счастье продолжалось недолго…

Когда Кефал охотился на Гиметте, он, желая отдыха, призывал «Облако» (Нефелу), и некий человек принял за имя нимфы и рассказал Прокриде, которая стала ревновать. Тогда Прокрида стала следить за ним, чтобы подсмотреть, кого призывает Кефал.
Кефал, увидев, что кустарник шевелится, подумал, что там прячется лань, метнул чудесное копье и убил Прокриду. Кефал  был осужден  и приговорен к вечному изгнанию.
  
Кефал основал храм  Аполлона на Левкатском мысе. Там же он влюбился в красивого юношу  Птерела, и первым прыгнул с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви.

А что же  Эос? Она – богиня зари, она появлялась ранним утром, выходя из океана, и на колеснице, запряженной прекрасными лошадьми, возносилась на небо (В римской мифологии Эос соответствует Аврора).
По многочисленным мифам, Эос имела пылкое сердце и легко увлекалась всякими красивыми смертными юношами. Объясняли это тем, что Эос неоднократно делила ложе с Аресом, и Афродита, чьим любовником он был, в отместку внушила Эос вечную неразборчивую страсть к молодым смертным.
 Именно этим объясняется утренняя эрекция у мужчин и пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

Если предмет любви Эос не отдавался ей добровольно, она его похищала. Так она похитила Кефала и Тифона, который впоследствии стал ее супругом.

Увлечённая его поразительной красотой, Эос испросила у Зевса ему бессмертие, забыв при этом прибавить просьбу о сохранении ему вечной юности. Когда после долгой счастливой жизни Тифон — олицетворение дневного света — состарился и одряхлел, Эос заперла его в одиночную комнату, откуда порой раздавался его старческий голос. Согласно позднейшему сказанию, Эос из сострадания обратила его в сверчка.



История вторая. Орфей и Эвридика



Краткое содержание данного панно:

Любовь, змея, подземное царство, тесть-гомосексуалист, маньячки,убийство, лебедь.



Орфей был певцом и музыкантом.
В молодости был совращен Аполлоном. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы.
Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Пел команду гребцам.

Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу.
Несмотря на свои гомосексуальные наклонности, Орфей встречает в доме своего Аполлона красивую молодую дриаду по имени Эвридика и влюбляется в неё. Эвридика оказывается дочерью Аполлона. Аполлон ревностно, но всё же позволяет своему возлюбленному Дионису жениться на своей дочери.

Но браку не суждено быть долгим и счастливым.

Гуляя по лесу, Эвридика встретила своего старого знакомого Аристея, покровителя пчёл, и тот начал домогаться её. Эвридика начала убегать от него, но наступила на змею, и укус в пятку оказался роковым…
Орфей не мог смириться со смертью жены и решил спуститься за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику, но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из подземного царства.
После окончательной потери Эвридики, Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам.

Орфей встречает на своем пути  полуобнаженных безумствующих менад и у них начинается перепалка, переросшая в трагедию.

Менады были спутницами и почитателями Диониса, а Орфей его никогда не почитал.
Менады растерзывали в лесах и горах диких животных, и пили их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству, Орфей же запрещал пролитие крови.

Менады крали женщин, чтобы отмечать  оргические праздники в честь бога Диониса, вакханалии проводились ночью на горе Парнас.  Орфей презрел их любовные притязания, и это стало последней каплей терпения…  Фракийские  менады растерзали Орфея до смерти.

После смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры, его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий